Школа № 2: формула успешности

 По данным мониторинга Центра новых образовательных технологий в 12 лучших образовательных учреждений республики по результатам ЕГЭ вошла единственная школа нашего города - школа № 2. В рейтинговых «соседях» нашей школы – чебоксарские гимназии и лицеи, а также школы с углубленным изучением отдельных предметов. «Стала ли столь высокая оценка неожиданностью для педагогического коллектива?» -  с этого вопроса начался разговор с директором школы № 2 Т.А. Кутыревой. 

- Напротив,  это закономерный результат систематической, кропотливой и слаженной работы всего коллектива, отличающегося высоким уровнем профессионализма. За этим успехом прежде всего стоит личность Учителя. Прочная база знаний ребят закладывается уже на начальном этапе образования. На начальной ступени обучения в нашей школе работают только учителя высшей и первой квалификационных категорий, это поистине Мастера педагогического труда, беззаветно любящие детей и свою профессию, всегда легкие на подъем и владеющие всеми современными образовательными технологиями, всегда идущие в ногу со временем. Эффективное продолжение получает начальное образование на последующих ступенях обучения. Так,  41% учителей средней и старшей школы имеют высшую  и 55 % - первую квалификационные  категории и в своей работе полностью им соответствуют. Отрадно отметить, что все это подтверждается высокими внешними оценками. К примеру, наши учителя неизменно получают высокие баллы, в том числе и максимальные 100 баллов (М.В Аганина, Е.А. Рябкина), при сдаче экзамена на предметную компетентность во время прохождения аттестации. Среди наших учителей  около половины являются победителями, призерами и финалистами Всероссийских, республиканских и муниципальных профессиональных конкурсов. Так, финалистами Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» стали  Т.С. Борькина, Н.И. Дмитриева, Р.Н. Мушлайкина, М.В. Сивохина, М.В. Аганина, Т.В. Ермишина, Е.К. Бакаева, Л.В. Осипова, Н.П. Михеева, Г.В. Макарова. Н.И. Дмитриева призером III республиканского конкурса-фестиваля учителей географии в номинации «Лучший урок с использованием национально-регионального компонента, Р.Н. Мушлайкина – победитель XIX республиканского методического фестиваля «Уроки физики и математики в современной школе», Л.В. Осипова в республиканском конкурсе ИКТ заняла 3-е место и стала лауреатом Всероссийского Слета учителей «Сочи-2010»,  М.В. Сивохина стала обладателем гранта  Президента Чувашии (сама Татьяна Алексеевна – заслуженный учитель Чувашской Республики, почетный работник общего образования Российской Федерации, обладатель гранта Президента Российской Федерации, – примечание редакции). И этот список можно продолжать и продолжать.

Из года в год ученики нашей школы занимают призовые места на городских, республиканских и Всероссийских олимпиадах по предметам и в различных творческих конкурсах. Так, учителя М.В. Аганина, М.С. Логинова, М.Н. Соколова, Л.В. Осипова, Н.В. Ладонина, Н.П. Михеева имеют дипломы за подготовку учащихся-призеров Всероссийских «Молодежных чемпионатов». В прошедшем учебном году ученики нашей школы заняли 38 призовых мест на городских и 3 места на республиканских предметных олимпиадах. Ученик 9 Б класса Аношин Сергей стал победителем  Всероссийского творческого конкурса «Вифлеемская звезда». Трудно перечислить всех наших талантливых и одаренных детей, но все же  не могу не назвать тех, чьи портфолио  насчитывают   не один десяток достижений. Это Александр Таратин (11 А класс), Юлия Дружинина (11 А класс), Евгений и Оксана Михайловы (8 А  класс), Оксана Тайкина (7 А класс), Екатерина Кулакова (5 Б класс), Инна Лимонова (4 А класс) и многие другие.

 

Отдельно хотелось бы отметить работу Управляющего совета школы, который возглавляет И.П. Кириллов, человек неравнодушный, душой болеющий за школу, выпускником которой является сам, и где учатся его дети. С его стороны и со стороны членов Управляющего совета педагогический коллектив чувствует постоянную поддержку. Не на словах, на деле. Серьезно отслеживаются результаты нашей работы, что в свою очередь ощутимо подстегивает работать с полной самоотдачей.

Следующим аспектом результативности работы, я считаю, – отрегулированную систему работы по подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена. Высокие результаты ЕГЭ зависят от правильной профориентации учащихся - каждый старшеклассник должен своевременно определить для себя, на какие предметы, согласно выбранной профессии, ему следует сделать основной упор.

Главная задача школы – научить ребенка учиться, правильно оценивать свои возможности, грамотно формировать свои цели и задачи. Для этого в школе ведется курс предпрофильной подготовки для девятиклассников, где они учатся правильно выбирать профессию с учетом своих возможностей, наклонностей и, конечно же, мнения родителей, так как все мероприятия в плане подготовки ребят к ЕГЭ строятся на основе сотрудничества педагогов, учеников и их родителей.

- А общее мнение, я так понимаю, становится определяющим при формировании профильных классов…

- Да, конечно. Профильные десятые классы формируются на основе заявок детей и после встречи с их родителями. К примеру, в прошлом учебном году выяснилось, что ребята хотели бы более углубленно изучать предметы математического цикла, родители были солидарны с ними. Таким образом, в школе был создан технологический класс. И очень приятно, что при поступлении в высшие учебные заведения большинство выпускников прошлого года сохранили выбранный профиль. Причем многие ребята поступили в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Чебоксар и других городов на бюджетной основе. Кстати сказать, за последние три года 100%  наших выпускников поступают и продолжают свое образование в высших (абсолютное большинство) и средних профессиональных учебных заведениях.

В этом учебном году в школе функционируют профильные классы по двум направлениям: математическому и социальному.

- Говоря о качестве образования, невозможно обойти стороной вопрос о материальной базе школы… Как обстоят дела в этом плане?

- Благодаря реализации национального проекта «Образование» материальная база школы в последние годы значительно обновилась. Появились новые, современные кабинеты физики, химии, русского языка, истории, математики, ОБЖ, информатики, биологии с  оборудованными  автоматизированными  рабочими местами учителей, получен комплекс на 6 рабочих мест. Полностью заменена мебель на современную в начальной школе. Библиотека полностью укомплектована учебниками и учебными пособиями, в том числе, электронными. Есть и другие приобретения.

Однако предмет особой нашей боли и заботы – здание начальной школы по улице Горького, 5. Оно требует привлечение значительных средств, так как 50 лет эксплуатируется без капитального ремонта. Прошлым летом при активной финансовой помощи родителей силами немногочисленного технического персонала школы отремонтирован второй этаж – как кабинеты, так и коридор. Но в условиях перехода начальной школы на новые образовательные стандарты, который повсеместно будет осуществлен с 1 сентября 2011 года, этого явно недостаточно. Мы очень надеемся на прописанную в новом государственном стандарте норму об ответственности государства за адекватное ресурсное обеспечение исполнения стандарта общего образования. Финансирование системы образования – в компетенции муниципальных и региональных органов самоуправления. Мы очень надеемся  в этом плане на честное и плодотворное сотрудничество.

- Татьяна Алексеевна, давайте подведем промежуточный итог Вашей деятельности в должности директора. Что нового появилось в школе за последние три года?

Прежде всего, за это время сформировалось качественно новое образовательное пространство школы, в структуре которого прочно заняли подобающее место современные образовательные технологии, получили широкое использование информационно-коммуникационные технологии как в учебном так и в воспитательном процессах, в школу пришла и успешно реализуется экспериментальная деятельность, качественно изменились подходы к методической работе в плане ориентации ее на развитие образовательного учреждения и переноса акцента в содержании методической работы на развитие интеллекта, культуры, в т.ч. духовной, кругозора, системности мышления учителя, наши учителя стали активно работать  по диссеминации своего опыта на всех уровнях – от муниципального до всероссийского (об этом говорят их дипломы и сертификаты о методических публикациях всех уровней).

С 2007 года школа является республиканской экспериментальной площадкой по созданию и апробации моделей кадетских классов и кадетских школ в Чувашской Республике (Приказ МОиМП ЧР от 17.08.08 №933). Учебный план кадетов предусматривает курс основного и дополнительного образования, также дополнительные предметы, для посещения по выбору. За столь короткий срок существования 9А класс кадет «МЧС»,  участвуя  в конкурсах, имеет солидный список достижений и побед, подтвержденных дипломами республиканского уровня.

С 2009 года на базе школы действует экспериментальная площадка по реализации   республиканского экспериментального проекта «Мое образование» по внедрению технологий индивидуализации образования на старшей ступени обучения (Приказ МОиМП ЧР от 08.05.09 №778). В рамках этого эксперимента в школе апробируются на практике такие формы получения образования как  экстернат, обучение по индивидуальным учебным планам, но это – отдельный разговор.

В целях совершенствования развивающей среды школьного образовательного пространства в школе создана и успешно работает Арт-студия «Дизайн», где детям оказываются дополнительные платные услуги в плане развития творческого потенциала. На базе студии открыта галерея - родители видят, чем занимаются их дети, а ребята учатся презентовать свои работы. Таким образом, развиваются коммуникативные навыки детей, а это в некоторой степени является залогом их успешности в будущем. Руководит студией член Союза художников Чувашии и России В.А. Егорова.

Еще одна инновация – это организация за эти годы на базе школы городского методического Центра по работе с семьей, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социальную гостиную Центра ежемесячно посещают двенадцать детей, здесь  они делают уроки, получают психологическую и коррекционную помощь. Стоит отметить, что ребята посещают социальную гостиную с удовольствием. Им там комфортно.

И, наконец, закономерным достижением всего коллектива, считаю, победу в 2010 году  республиканском конкурсе образовательных учреждений «Образовательная инициатива». Нами была представлен инновационный проект «Формула успеха» в номинации «Развитие системы поддержки талантливых детей». И опять же это не было случайностью – проект стал обобщением работы всего школьного коллектива по программе «Одаренные дети» действующей в школе с 2001 года. Он рассчитан на муниципальный уровень, его суть – интегрирование образовательного пространства города с целью создания системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Много интересного в списке ожидаемых результатов этого проекта, пока же с октября этого года в рамках проекта на базе школы стала действовать муниципальная школа «Шаги к успеху», к участию в ее работе были приглашены городские школы. Активно с нами сотрудничают школы №№ 1 и 3. У нас есть все основания утверждать, что проект будет нами полностью реализован.