«Формула успеха в действии»

 

Перед коллективом школы в 2010-2011 учебном году были поставлены   задачи, требующие своего решения внедрением инновационного проекта. Одна из них -

создание системы мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития детей,  одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Говоря о системе мероприятий для поддержания и развития талантливых детей, необходимо иметь в виду, что данная работа должна проводиться практически с первой встречи  на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей ребенка. Речь идет о ранней диагностике.  Такие возможности у педагогов школы существуют, поскольку наши будущие первоклассники проходят предшкольную подготовку в «Школовенке». Контингент слушателей формируется не только из числа охваченных детей. Главная задача «Школовенка» - ускорить процесс адаптации будущих первоклассников к обучению. Эти группы работают по субботам. Занятия длятся двадцать минут, где проходят  обучение грамоте; цикл занятий «в мире чисел», подготовка к письму. Обязательно используются игровые моменты: хороводы и ритмика поддерживают интерес детей к занятиям, снимают усталость и напряжение.

 Одна из главных задач учителя на этом этапе - увидеть   способности малышей. В этом значительную помощь оказывает психолог. Психолого-педагогическое сопровождение продолжается и на  других  ступенях обучения, при этом в начальной школе учитываются их успехи в какой-либо деятельности, проводится диагностика возможностей ребёнка. В среднем звене (5-6 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка, анализируются особые успехи и достижения ученика.  И, наконец, 7-11 классы – это этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребёнка, когда школа ставит перед собой задачу создать оптимальные условия для развития и обучения одарённых детей.

Формирование образовательного пространства как особой среды для самореализации ребенка обеспечивается через  развитие системы  партнёрских отношений  с учреждениями и центрами образования.   В 2010-2011 учебном году в школе усилилась интеллектуальная направленность в развитии партнерских  отношений. Наши учащиеся начального и среднего звена пробуют свои силы в конкурсах, викторинах, чемпионатах, которые организуют Центр развития одарённости учащихся г. Пермь, Центр Всероссийских дистанционных олимпиад «Фактор роста» г. Красноярск, Центр  «Интеллект» г. Чебоксары.

 

 

Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах – мощное средство для повышения мотивации учащихся к учению.  Одержанные победы  становятся для них стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути. Возможные неудачи при грамотном сопровождении педагога формируют навыки самоанализа, критического отношения к себе.  Задача учителя - привлечь ребёнка к участию в конкурсе, чтобы выявить, к  какому предмету он проявляет интерес, где скрываются его одарённость, предоставить возможность для реализации его возможностей.

В 2010-2011 учебном году по итогам муниципального этапа олимпиад школа занимает второе место среди образовательных учреждений города. Учащиеся начальных классов

 по итогам участия в Интеллектуальных играх  завоевали  7мест. Отрадно, что призовые места учащиеся школы занимают и по предметам, которых нет в учебном плане. Это МХК - 4 призовых места, астрономия-2 призовых места.  Афанасьева Юля, учащаяся 10 класса стала призером  республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011года по русскому языку. Этот результат Юли вполне закономерен, поскольку она же стала призером Всероссийского молодёжного Филологического чемпионата и финалистом Всероссийского  дистанционного интеллектуального марафона «Интелло». Вместе  с ней участницей очного тура  дистанционного интеллектуального марафона стала ученица этого же  10А класса Махмутова Галия. Именно система работы учителя русского языка и литературы Аганиной  М.В. с детьми, имеющими повышенный познавательный интерес и незаурядные способности дали такой результат. Учащийся 11 класса Таратин А. получил Диплом 3 степени в республиканской дистанционной олимпиаде по биологии.

Организация научно-исследовательской деятельности  направлена на развитие мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.п.) и формирование навыков самостоятельного исследования.

Именно для этой цели и было создано научное общество учащихся «Эврика», основным направлением   работы которого является  включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами. «Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе», - писал выдающийся математик XX века А. Н. Колмогоров.  Для таких учащихся разработан цикл занятий «Культура личной работы», который  помогает освоить новые техники работы, помогает раскрыть в детях такие качества   как быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

В 20010-2011 учебном году в школе был дан старт Фестивалям наук, во время проведения которых учащиеся могли проявить свои способности в трёх направлениях: гуманитарном, естественно-математическом и творческом. Традиционными стали научные чтения: Кирило - Мефодиевские – в рамках Фестиваля гуманитарных наук и Николаевские – в рамках Фестиваля естественно-математических наук. Дети с огромным интересом знакомились с исследованиями друг друга. Заметно изменилась  в целом атмосфера образовательного пространства школы, приобретя на какой – то период академический характер. Результат участия в республиканской научно- практической конференции Excelsior муниципального уровня превзошел наши ожидания. Первое  место по количеству выставленных работ от среднего и старшего звена учащихся и первое место по количеству участников очного Республиканского тура.   Из 17 работ учащихся города, прошедших во второй тур  Республиканской конференции - 7 работ – это исследования учеников нашей школы.

Безусловно актуальным на сегодняшний день является участие в конкурсе бизнес- планов, которые стали традиционными в нашем городе. Хорошие знания основ предпринимательства и специфики бизнес- проектов показали наши учащиеся 10 -11 классов,  получив заслуженно  место победителя и призера.

Ни в коем случае интеллектуальная составляющая в образовательном процессе не должна превалировать. Для формирования успешной, конкурентоспособной личности, готовой к обучению и изменению профессиональной траектории  на протяжении всего жизненного пути одинаково важно уметь заниматься спортом и художественным, творчеством, вокалом, танцами и театром. В  школе предусмотрена  система дополнительного образования для учащихся,  созданы условия для самореализации ребенка в различных областях  деятельности.

Работа с родителями  – одна из важнейших составляющих в системе работы с одаренными детьми. 

 Диагностика показала, что у  80%  призеров и победителей олимпиад  оба родителя  имеют высшее образование.  Авторитет науки и образования в семье – хорошая основа для воспитания одарённых ребят и формирования у них установок на развитие своих способностей. В семьях социально активных, высокообразованных родителей есть понимание того, что их долг – искать и развивать способности ребёнка, не самоустраняться от воспитания и формирования его личности, перекладывая заботу об этом на школу. При работе с родителями используются следующие формы:

1.      Организационное родительское собрание, главная цель которого- создание учебной мотивации углубленного изучения предмета.

2.      Организация методической помощи. Памятки-рекомендации родителям одарённых детей для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания.

3.      Итоговое родительское собрание  в конце учебного года совместно с учащимися, добившимися результатов. Презентация достижений учащихся. Вручение благодарности родителям. Родительская трибуна.

 

Табункина Р.Н., зам. директора по УВР